0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торговля алкоголем спиртными напитками

Приказ РБ
№ 135 от 23.10.1998. Об утверждении Правил розничной торговли алкогольными напитками в Республике Беларусь

Зарегистрировано в НРПА РБ 29 января 1999 г. N 8/40

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила розничной торговли алкогольными напитками в Республике Беларусь.

2. Органам управления торговлей исполнительных и распорядительных органов, Белкоопсоюзу, министерствам, другим республиканским органам государственного управления, объединениям, подчиненным Правительству, имеющим торговую сеть, довести Правила розничной торговли алкогольными напитками в Республике Беларусь до сведения субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками, для руководства в работе. Установить строгий контроль за их соблюдением.

3. Признать утратившими силу:

приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 30 июля 1993 г. N 43 «Об упорядочении торговли водкой и другими спиртными напитками в Республике Беларусь» (государственная регистрация 04.08.1993 N 26/12);

приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 25 апреля 1995 г. N 25 «О внесении дополнений в Правила розничной торговли водкой и другими спиртными напитками в Республике Беларусь» (государственная регистрация 21.04.1995 N 854/12);

приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 9 ноября 1995 г. N 71 «О внесении изменений в Правила розничной торговли водкой и другими спиртными напитками в Республике Беларусь» (государственная регистрация 21.11.1995 N 1164/12);

пункт 2.1 приказа Министерства торговли Республики Беларусь от 5 апреля 1996 г. N 30 «О некоторых вопросах упорядочения торговли водкой и другими спиртными напитками в Республике Беларусь» (государственная регистрация 16.04.1996 N 1391/12);

пункт 11 приказа Министерства торговли Республики Беларусь от 5 марта 1996 г. N 22 «О порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на розничную, оптовую реализацию и хранение алкогольных и табачных изделий» (государственная регистрация 20.03.1996 N 1340/12).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на управление организации торговли и защиты прав потребителей (Мельник), отдел организации общественного питания (Ерофеенко).

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 23 октября 1998 г. N 135 «Об утверждении Правил розничной торговли алкогольными напитками в Республике Беларусь»

Общие положения

1. Правила розничной торговли алкогольными напитками в Республике Беларусь (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» и распространяются на все субъекты хозяйствования (юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица) независимо от формы собственности, осуществляющие продажу алкогольной продукции (далее — продавец).

Под алкогольной продукцией понимается коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, а также алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, шампанское) и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента.

Действие настоящих Правил не распространяется на продажу пива, кваса и других алкогольных напитков крепостью до 7 процентов.

2. Продавец должен иметь лицензию на право розничной торговли алкогольной продукцией, выданную в установленном порядке. В лицензии указываются группы допускаемых к реализации алкогольных напитков, а также время и место торговли ими.

3. Продавец в своей деятельности руководствуется Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции», Основными правилами ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь 04.11.1992 N 666 (СП Республики Беларусь, 1992 г., N 31, ст. 568; 1993 г., N 19, ст. 358) и настоящими Правилами.

4. Запрещается реклама алкогольных напитков во всех средствах массовой информации.

5. Лица, нарушившие настоящие Правила, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

6. Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы в пределах их компетенции.

Порядок приемки алкогольных напитков

7. Продавец имеет право производить приемку алкогольных напитков только от лиц, имеющих лицензии на производство, либо лицензии на оптовую торговлю, либо лицензии на импорт алкогольных напитков. В этих целях в сопроводительных документах о поставке товара (товарно-транспортные накладные и другие) поставщик указывает номер и дату выдачи лицензии на производство, либо оптовую торговлю, либо импорт алкогольных напитков, а также номер и дату выдачи соответствующей лицензии продавца.

8. Приемка алкогольных напитков по количеству и качеству, проверка их маркировки, правильности формирования цен, актирование недостач, брака и порчи товаров, а также составление и предъявление претензий поставщикам производятся в порядке и сроки, предусмотренные Положением о поставках товаров, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 08.07.1996 N 444 (Сборник указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 19, ст. 481; 1998 г., N 23, ст. 620), Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 26.04.1996 N 285, нормативной документацией и/или условиями договора.

Читать еще:  Провоцирует ли алкоголь рак

При приемке алкогольных напитков продавец обязан проверить подлинность акцизных марок и специальных знаков, подтверждающих легальность ввоза на территорию Республики Беларусь или производства этих напитков, разрешенными к применению и исправными приборами.

9. Приемке подлежат алкогольные напитки, соответствующие по качеству, безопасности и упаковке обязательным требованиям нормативной документации по стандартизации.

Приемке не подлежат алкогольные напитки без документов, удостоверяющих их качество и безопасность.

10. На потребительской таре алкогольного напитка должны быть указаны наименование напитка, наименование производителя и его местонахождение, товарный знак (при его наличии), крепость, содержание сахара (при его наличии), вместимость тары, обозначение нормативной документации по стандартизации, другие реквизиты в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Маркировка алкогольных напитков импортного производства должна быть переведена на белорусский или русский язык. Реквизиты маркировки допускается указывать на контрэтикетках или на прикрепленных к потребительской таре ярлыках. На маркировке допускается указание других сведений об алкогольном напитке, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

Хранение алкогольных напитков

11. Температура, влажность воздуха, другие условия хранения алкогольных напитков должны соответствовать нормативной документации для данной группы напитков.

12. Хранение алкогольных напитков осуществляется при следующих температурах и влажности воздуха:

Подготовка к продаже и продажа алкогольных напитков

13. Запрещается продажа алкогольных напитков:

13.1. в следующих местах:

в киосках, павильонах, ларьках и иных стационарных мелкорозничных торговых пунктах, не имеющих торговых залов либо площадь торгового зала которых составляет менее 10 кв. метров;

с рук, автомашин, автоприцепов и других развозных, разносных мелкорозничных торговых средств, кроме автолавок (автомагазинов);

в учебных заведениях, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях, общежитиях, на производственных предприятиях и стройках;

в спортивных сооружениях и на их территориях;

в диетических столовых и детских кафе, местах торговли, предназначенных для детей и подростков;

в зданиях, в которых расположены государственные органы, за исключением стационарных объектов общественного питания;

на автозаправочных станциях, не имеющих оборудованных объектов общественного питания и (или) продовольственных магазинов с обособленным входом для покупателей;

возле религиозно-культовых сооружений на расстоянии, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами совместно с религиозными организациями;

в не оборудованных и не приспособленных для хранения и продажи помещениях, в том числе при отсутствии условий для обеспечения сохранности материальных ценностей и для применения кассовых суммирующих аппаратов или компьютерных систем (за исключением объектов торговли и общественного питания потребительской кооперации, осуществляющих прием денежных средств без применения кассовых суммирующих аппаратов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь);

13.2. не прошедших гигиеническую регистрацию в Министерстве здравоохранения и сертификацию в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, а также с просроченным сроком хранения (годности) при его наличии;

13.3. без маркировки, подтверждающей легальность их производства на территории Республики Беларусь, если иное не определено законодательством, а также ввезенных в Республику Беларусь без маркировки акцизными марками, с нарушением требований законодательства о маркировке алкогольных напитков;

13.4. не маркированных штампом предприятия в объектах общественного питания при продаже в розлив с применением наценки общественного питания;

13.5. без этикеток, с поврежденной укупоркой, имеющих посторонние включения, загрязнения, помутнение с каким-либо отстоем ;

Коллекционные марочные вина могут иметь осадок на стенках и дне бутылки.

13.6. лицам моложе 18 лет. Продавец вправе в случае необходимости требовать от покупателя предъявления документа, удостоверяющего его возраст.

13.7. при проведении массовых мероприятий в местах их проведения и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий (включая пиво)

Действие данного подпункта не распространяется на массовые мероприятия, проводимые по решению государственных органов в дни государственных праздников, праздничные дни и памятные даты, отмечаемые в Республике Беларусь.

(сноска введена приказом Минторга от 30.09.1999 N 101)

14. Право на торговлю алкогольной продукцией имеют лица, достигшие 18-летнего возраста.

15. Розничная торговля спиртом запрещается. Розничная торговля этиловым спиртом из пищевого сырья осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь только аптеками.

16. Разрешается торговля алкогольными напитками в розлив:

на стационарных объектах общественного питания, кроме объектов, в которых пунктом 13.1 настоящих Правил запрещена розничная торговля алкогольными напитками;

на объектах общественного питания производственных предприятий и строек, расположенных вне их территории, иных объектах общественного питания при проведении свадебных, юбилейных торжеств и ритуальных обрядов;

в поездах, на речных и морских судах Республики Беларусь, где имеются отдельно оборудованные места общественного питания, воздушных судах, выполняющих рейсы в иностранные государства;

в специально оборудованных винных магазинах (рюмочных или изолированных отделах);

летних кафе, мини-кафе, павильонах с площадью торгового зала не менее 10 кв. метров.

17. Алкогольные напитки должны быть подготовлены к продаже (протирка бутылок, проверка наличия этикеток, акцизных марок, специальных знаков, маркировки штампом предприятия при продаже в розлив с применением наценки общественного питания) и выставлены во внутренних витринах, горках в вертикальном положении с обращенными в сторону покупателей этикетками.

18. Образцы алкогольных напитков должны быть снабжены ценниками с указанием наименования напитка, вместимости посуды и цены за бутылку (иную потребительскую тару). При продаже алкогольных напитков по методу самообслуживания цена должна быть указана на каждой единице потребительской тары.

Читать еще:  Сырая хреновина из помидор

При продаже в розлив должно быть указано наименование алкогольного напитка, вместимость бутылки (иной потребительской тары), цена за все содержимое бутылки (иной потребительской тары), а также за 50 мл напитка.

На шампанское, игристые вина, алкогольные напитки, разлитые в посуду в сувенирном оформлении, цена в меню (на ценниках) указывается за бутылку. Порционирование указанных напитков осуществляется по усмотрению продавца.

19. Продажа алкогольных напитков производится по ценам, сформированным в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

20. Проданные доброкачественные алкогольные напитки обмену и возврату не подлежат. В случае реализации фальсифицированных, некачественных напитков обмен их осуществляется в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

21. Объекты розничной торговли и общественного питания, осуществляющие продажу алкогольных напитков в розлив, должны быть обеспечены достаточным количеством дозирующих аппаратов или мерной посуды, моечных приспособлений, другим инвентарем и оборудованием.

22. Мойка, обработка и хранение стеклянной посуды для алкогольных напитков проводятся в соответствии с Санитарными правилами для предприятий общественного питания, утвержденными Министерством здравоохранения и Министерством торговли СССР 19.03.1991, и Санитарными правилами для предприятий продовольственной торговли, утвержденными государственным санитарным врачом СССР 04.04.1991.

23. При продаже алкогольных напитков в розлив запрещается смешивание напитков разных видов (марок), кроме случаев приготовления по специальным рецептурам.

24. По требованию покупателя продавец обязан предоставить ему разрешенный к применению и исправный прибор для проверки подлинности акцизных марок и специальных знаков, подтверждающих легальность ввоза на территорию Республики Беларусь или производства алкогольных напитков.

Торговля алкоголем спиртными напитками

Организация заказывает в ресторане банкет для своих работников. Ресторан выставляет организации счет на оплату, в который включена и алкогольная продукция. Будет ли в данном случае нарушение законодательства в части оборота алкоголя со стороны организации и ресторана?

Согласно пунктам 16 и 22 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон):

  • оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;
  • розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, продажа товаров юридическому лицу, в том числе для собственного потребления, является оптовой торговлей.

В перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций согласно приложению 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе включены следующие виды деятельности, связанные с торговлей алкогольными напитками и табачными изделиями:

  • оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (составляющие – оптовая торговля алкогольными напитками, оптовая торговля табачными изделиями и др.);
  • розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями (составляющие – розничная торговля алкогольными напитками, розничная торговля табачными изделиями).

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 27 августа 2008 года «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон об алкоголе) оптовая торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом, розничная торговля алкогольными напитками осуществляются при наличии соответствующих специальных разрешений (лицензий).

Пунктом 1 статьи 24 Закона об алкоголе установлено, что оптовая продажа алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта производится лицам, имеющим право на производство, оптовую и (или) розничную торговлю этими продукцией и спиртом на основании соответствующих специальных разрешений (лицензий).

Таким образом, для поставки юридическим лицом (поставщиком) алкогольных напитков другому юридическому лицу (покупателю) у поставщика должна быть лицензия на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с указанием составляющей услуги «оптовая торговля алкогольными напитками», а у покупателя – лицензия на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с указанием составляющей услуги «оптовая торговля алкогольными напитками» или на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями с указанием составляющей услуги «розничная торговля алкогольными напитками».

Ужесточение условий продажи алкоголя. Торговле пошли на уступки

Сегодня алкоголь в сознании граждан приравнен к продуктам питания — продается рядом с хлебом и молоком.

Проект указа, ужесточающий торговлю алкоголем, предусматривает, что спиртные напитки не будут продаваться с 22:00 до 9:00. А вот обособленные винно-водочные отделы появятся не во всех магазинах, как предполагалось изначально, а только в тех, площадь которых превышает 400 квадратных метров.

Читать еще:  Питьевой спирт ректификат в домашних условиях

Согласование проекта указа «Об отдельных вопросах регулирования розничной торговли алкогольными и слабоалкогольными напитками», подготовленного МВД, проходит непросто, заявил заместитель начальника управления профилактики Главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Сергей Красуцкий.

По его словам, проект указа должен быть согласован с заинтересованными ведомствами до 1 ноября текущего года.

Документ предусматривает, что время продажи алкогольных напитков будет ограничено периодом с 9:00 до 22:00, а в магазинах площадью более 400 квадратных метров появятся обособленные отделы по продаже алкоголя. Вкупе с адекватными ценами «более эффективных мер мировой разум не придумал», сказал Красуцкий.

Алкогольное лобби Беларуси. Невидимое и непобедимое

«Мы видим поддержку Министерства антимонопольного регулирования и торговли и надеемся, что будет принят устраивающий всех и работающий документ», — сказал представитель МВД.

Торговые сети волнуются за прибыль

Отвечая на вопрос БелаПАН , каким образом удалось преодолеть позицию алкогольного лобби в лице розничных сетей, которые активно сопротивляются ограничениям по торговле алкоголем, Сергей Красуцкий сказал, что «торговые сети на нас не повлияют, решения принимаются на уровне госорганов».

При этом, по словам Красуцкого, к разработчикам проекта указа обращалась Гильдия пивоваров, которая указывала на то, что ограничение времени продажи алкоголя снизит доходы торговых сетей.

Торговые сети выступили против ограничений на продажу алкоголя

Крупнейшие розничные сети выступили категорически против указа, ужесточающего условия реализации алкогольной продукции. Торговые сети прогнозируют негативные последствия для рынка в случае его принятия.

«Принятие проекта госрешения приведет к невероятным последствиям для рынка», — считает исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская.

«В случае принятия указа из 17 магазинов в нашей сети порядка семи-восьми не смогут выполнить нормы документа. Соответственно, от этих магазинов нам придется отказаться, чтобы не допустить банкротства всей нашей розничной сети», — заявил генеральный директор «Постторга» Сергей Смольский.

Эти опасения разделяет гендиректор компании «Евроторг» (сеть магазинов «Евроопт») Андрей Зубков. «Розничный товарооборот за девять месяцев снизился на 3,1%. Алкоголь присутствует в 40% чеков, поэтому если будет принят подготовленный проект указа, это однозначно приведет к дальнейшему сокращению товарооборота», — заявил он.

Разработчики указа уже были вынуждены пойти на уступки торговле. Ранее предполагалось, что во всех магазинах алкоголь будет продаваться в обособленных отделах со своей кассой. В результате переговоров стороны пришли к компромиссному решению — обособленные отделы появятся только в магазинах площадью более 400 квадратных метров.

«Чтобы согласовать указ, нам пришлось пойти на уступки. Это вынужденная мера, мы планировали иначе,— сказал Сергей Красуцкий. — В течение пяти лет мы пытаемся ограничить время и точки продажи алкогольных напитков. Через год-два можем вернуться к этой теме. И все же в указе отразилась некоторая боязнь определенных госорганов потерять доход государства за счет продаж алкоголя, а не влияние алкогольного лобби».

Алкоголь — это не продукты питания

Представитель МВД отметил, что в настоящее время «принимаются те меры, которые можно принять».

И даже то, что алкоголь не будет находиться в общем зале в больших магазинах — уже хорошо. Пока же получается, что алкоголь в сознании граждан приравнен к продуктам питания — продается рядом с хлебом и молоком. По сути, сказал Красуцкий, в Беларуси «растет поколение, которое воспринимает алкоголь как нечто само собой разумеющееся».

Говоря об уступке торговле, главный нарколог Министерства здравоохранения Иван Коноразов отметил, что именно в крупных магазинах покупается значительная часть алкоголя, потребляемого в стране.

«Мы хотим купить хлеб, молоко, и для этого проходим через ряды различного алкоголя, начиная с хорошего и недорогого, заканчивая элитными. Если будут отдельные места продажи, в гипермаркете человеку надо будет совершить сложное целенаправленное действие, пройти в выделенный отдел, чтобы купить алкоголь. Под рукой в большом магазине алкоголь не будет стоять в доступном месте. И кто-то уйдет, его не купив. Таким образом, эта одна из мер ограничения доступности алкоголя», — сказал главный нарколог.

В результате ограничения времени продаж алкоголя доходы государства не уменьшатся, а наоборот, увеличатся, уверен Сергей Красуцкий. Представитель МВД подчеркнул, что доходы от реализации алкоголя в два раза меньше расходов, связанных с последствиями его употреблениям.

Алкоголь разоряет страну и уносит сотни тысяч жизней

Согласно данным милицейской статистики, четверть преступлений от их общего числа совершается в состоянии алкогольного опьянения. Каждое третье убийство и тяжкое телесное повреждение на совести нетрезвых граждан.

Однако не случится ли так, что в случае введения ограничительных мер по продаже алкоголя вырастет количество контрафактной продукции.

«Проблема есть, и у нас есть необходимые механизмы, чтобы с ней бороться. Нелегальный оборот сокращается, не думаю, что он резко увеличится. Кто торговал, тот и будет пытаться торговать. Однако мы не видим в этом вызова. Мы не позволим залить Беларусь нелегальным алкоголем», — заявил Сергей Красуцкий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector